Resident Evil: от особняка до мегаполиса

Охват новой аудитории – дело, как правило, неблагородное. Подобные подвиги влекут за собой кардинальное нарушение каноничных элементов игры, к которым сильно привязались почитатели оригинальной концепции. В случае с Resident Evil произошел радикальный скачек от статичного хоррора с элементами выживания к самому настоящему экшену, с взрывами и перестрелками. Это примерно то же самое, если FIFA 2015 внезапно превратится в шутер от первого лица. Новое комьюнити, естественно, сгруппировалось, а старое начало скалиться на всех подряд, оставляя злобные посты про то, как всё плохо, и какое же говно этот ваш Resident Evil 4. Таких людей много, но так поспешно растачиваться на желчь я бы не советовал. Путь к более динамичному игровому процессу формировался еще задолго до выхода RE4. Сарсом очень просто и красиво показала, как нужно делать настоящую интерактивную сагу, которая разворачивается самым эпическим образом, сохраняя идейный стержень франшизы на одном уровне, не теряя персонажей на протяжении семнадцати лет существования IP. Такую хватку к бэкграунду серии ещё поискать надо!

Переломный момент

re4_logo Стараясь объяснять всё более прицельно – в RE4 Синдзи Миками не только переписал всю игровую механику в лучшую сторону, но и сделал это очень вовремя. Сериал постепенно задыхался от самокопирования, по крайней мере, его центровая сюжетная ветка. Некоторые отделы компании фривольно проверяли Resident Evil за границами привычного жанра, и делали онлайн-кооперативные Outbreak  или чуть ли не аркадные Gun Survivor шутеры, которые, по всей видимости, должны были радовать фанатов, однако фанаты не радовались. Как любой издатель, чувствующий себя более-менее стабильно, компания Сарсом старалась немного смотреть в перспективу, дескать, Resident Evil Nemesis, – это хардкор, но продолжать клепать игры в одном стиле, как минимум глупо и не очень выгодно. Решение отвлечься от коридоров и мощного бэктрекинга было очень справедливым и своевременным. Случись бы иначе – серия закрылась бы сразу после того, как целевая аудитория отклеилась, оставив RE на попечительстве у преданных фанатов. Фанаты – это хорошо, но денег они много не приносят, особенно в таком узкоспециализированном жанре, как Survival Horror (контакт с более важной, но узкой аудиторией очень дорого стоит для издателя, нежели контакт с массовым потребителем — первых банально меньше).

С выходом RE2 многие игровые студии стали запускать аналогичные проекты, им даже было дано недвусмысленное название — «RE Clones». Прилавки магазинов усыпали Alone In The Dark, Martian Gothic и прочими ужастиками. Создатель игры, Синдзи Миками, четко понимал, что конкурентная область растет, и нельзя позволить слиться серии на фоне этих подделок. Потихоньку – полегоньку, разработчики стали изучать новые игровые жанры. Dino Crisis 2 стала одним из первых экспериментов в этой области. Отзывы от прессы и игроков были одинаково хорошими. На Metacritic игра гордо взмыла до зеленных 86 баллов и круто выделилась среди бесконечного конвейера RE-подобных тайтлов. Ключевое отличие игры было в том, что она стала на порядок динамичнее своих «полуживых» конкурентов, а также в довесок имела небольшие вставки с рельсовыми перестрелками, которые очень недурно придавали игровому процессу разнообразия и красоты. Позже из этих рельсовых перестрелок вырос целый поджанр Gun Survivor.

dino-crisis-2-1

Любопытный факт из мира геймеров: часть комьюнити RE, которая мнит себя «старой  школой», регулярно поливает помоями каждый новый выпуск Resident Evil, ссылаясь на то, что, мол, экшОна многА. Для поучения разработчиков, эти ребята постоянно ставят в пример олд-скульные хорроры от Capcom, включая Dino Crisis 2, в котором экшОна было непочатый край.                

Миками в интервью для одного зарубежного издания признался, что RE4 выглядит именно так,как должна была выглядеть оригинальная игра, однако PSOne не потянула подобных запросов со стороны разработчика, и игра превратилась в набор рисованных задников и полуквадратных моделей.

Краткая хронология

IF

С выходом каждой серии события «Обитель Зла» (в Японии игра выходит под заголовком Biohazard) разворачивались более эпически. Биотерроризм за добрый десяток лет разросся до всемирных масштабов, и постоянно подвергал опасности разные клочки Земли. У Resident Evil огромная история, которая берёт своё начало в 1998 году:

  • В глубинке провинциального  американского городка Racoon City, компания Umbrella, тщательно скрывая свои исследования, создала парочку мутагенных вирусов, которые в свою очередь начали расползаться по окрестностям. Можно увидеть в следующих эпизодах: RE: Deadly Silence, RE:Remake, RE1, RE:Zero.
  • Racoon City подвергся уничтожению в связи с обеспокоенностью правительства в дальнейшей утечки вируса. Трагедия, которую никогда не забудет весь интерактивный мир. Можно увидеть в следующих эпизодах: RE2,RE3, RE:Outbreak, RE:Outbreak file2, RE: Operation RacoonCity, RE: The Umbrella Chronicles, RE: The Darkside Chronicles, RE: Executer 3D (короткометражный CGI – фильм).
  •  Правительство начинает активно бороться с биотерроризмом при помощи специальных отрядов и агентов безопасности, вырезая все посты компании Umbrella вместе с порождённым ею биологическим оружием. Можно увидеть в следующих эпизодах: RE: Code Veronica X, RE: Gaiden, RE: The Umbrella Chronicles, RE: The Darkside Chronicles, RE: Gun Survivor, RE: Dead Aim.
  • В 2003 году компания Umbrella была уничтожена, практически все причастные лица к изготовлению вирусов — ликвидированы.Однако черный рынок не дремлет, а хладнокровный лидер биотеррористической активности Альберт Вескер живее всех живых. Можно увидеть в следующих эпизодах: RE: The Umbrella Chronicles, RE: The Darkside Chronicles.
  • В 2004 году в Европе были найдены образцы паразитов «Лас-Плагос», которые можно использовать в качестве биологического оружия не хуже любого вируса, разработанного ранее учеными из Umbrella. В связи с чем этот паразит становится центром внимания биотеррористов, и Альберт Вескер посылает туда своего агента для добычи образца. Можно увидеть в следующих эпизодах: RE4.
  • Параллельно этим событиям, правительство продолжает противостоять биотеррору, и бороться с наследством компании  Umbrella. Ученые, работающие над образцами T, Veronica и G-вирусов, которые были успешно приобретены на черном рынке, модифицируют их и адаптируют к более серьезным атакам. Разные группировки выкладывают за это оружие огромные деньги, а некоторые имеют даже свои секретные комплексы для подробного изучения вирусов. Можно увидеть в следующих эпизодах: RE: Revelations.
  • Вскоре, под прикрытием некоторых политических деятелей, над вирусами и паразитами начали работать другие коммерческие фармацевтические компании, такие как WillPharma и Tricell, однако для обеих компаний все закончилось одинаково трагично. Можно увидеть в следующих эпизодах: RE5, Resident Evil: Degeneration (анимационный полнометражный фильм).
  • В 2009 году, во время очередной вылазки в Африку за паразитом, очень схожим по структуре с «Лас-Плагос», Крису Редфилду, члену специальной организации по борьбе с биотерроризмом, удается ликвидировать Альберта Вескера, тем самым ощутимо ослабив общую деятельность противника. Можно увидеть: RE5.
  • Увы, но пока существует биологическое оружие – контрорганизации будут продолжать наносить удары. После смерти Вескера биологическое оружие стало широко использоваться на территории Европы. В частности, во время конфликта в Восточной Славянской  Республике и во время противостояния новой биотерраристической организации «Neo-Umbrella» в Эдонии. Можно увидеть в следующих эпизодах: RE: Damnation (полнометражный анимационный фильм), RE6.
  • В 2013 году ответственность за серию биологических терактов на территории США, Европы и Китая приняла на себя организация, именующаяся как «Neo Umbrella». Серия мощных атак была произведена с помощью нового вида биооружия, которое носит название С – вирус. Можно увидеть в следующих эпизодах: RE6.

Это краткая хронология событий франшизы, не влезая в подробности и сюжет. Впечатляющий пласт информации, который несет в себе серия, не просто набор случайных конфликтов между добром и злом – это вполне логичная история развития вымышленного биологического терроризма и противостояния ему. После того, как Вескер был уничтожен, биотеррор достиг своего пика радикальности – он стал импульсивен и беспощаден. Подтверждение этому – Resident Evil 6. Во главе новых организаций стоят зазнавшиеся ненавистники людей, следующие за мнимой идеологической целью – уничтожить всё и вся. Серия биологических атак производится очень резко, глобально и безжалостно: для того, чтобы просто отвлечь спецслужбы от настоящей угрозы,  Neo Umbrella уничтожила целый мегаполис, превратив всех жителей в кровожадных зомби и мутантов. При всем желании, густонаселенный сюжет очень сложно скомпоновать в такой жанр, как survival horror – жанр с очень ограниченными возможностями. А вселенную необходимо развивать: зло не может вечно прятаться по подвалам особняков на окраине города.

Другие медиа

2125528-169_resident_evil_revelations_infernal_ot_multi_030413

Расширение вселенной Resident Evil пустилось во все тяжкие практически сразу после выхода второй игры. В 99 году Саpсоm создала радиопостановки по мотивам RE2. Транслировались они по радио в Осаке. Радиопостановки представляли собой небольшие рассказы продолжительностью в 11-12 минут. За основу брались рассказы о дальнейшей судьбе героев, после окончания RE2. Позже все записи были изданы на отдельном CD-диске Biohazard 2 Drama Album в 1999 году. Текстовые переводы этих постановок можно отыскать на официальных фан-сайтах.

Молодая писательница из Портленда Стефани Даниэль Перри, известная по работе с романами по мотивам известных медиа-франшиз, написала первую книгу во вселенной Resident Evil в 1998 году. The Umbrella Conspiracy полностью повторяла сюжет оригинальной RE 96 года, за исключением небольшой экспозиции и нового загадочного героя Трента, который впоследствии стал появляться во многих романах Перри, однако в игровую серию Трент не попал. Суммарно вышло 7 книг, из которых две – это абсолютно самостоятельные истории, и не являются адаптацией игрового сценария на литературный язык.  Вот список книг, написанных С.Д. Перри по вселенной RE:

  1. The Umbrella Conspiracy – события RE1.1332593458_ResidentEvil
  2. Caliban Cove – самостоятельный роман.
  3. City Of the Dead – события RE2.
  4. Underworld – самостоятельный роман.
  5. Nemesis – события RE3: Nemesis.
  6. Code Veronica – события RE: Code Veronica.
  7. Zero Hour – события RE:Zero.

Все книги можно найти в сети. Некоторые из них усилиями фанатов переведены на русский язык. Литературный бэкграунд по-новому проливает свет на события Resident Evil и тщательно детализирует сцены, которые невозможно прочувствовать в игре. Нужна ли такая поддержка франшизы и обращать ли на нее внимание – решать вам. resident_evil_ebook Помимо романов, по RE выходила еще и серия комиксов, но в большинстве случаев они представляли собой перерисовку истории. Очень качественную прорисовку, стоит признать. 

Выход экранизации Resident Evil оставался лишь вопросом времени. В 98 году стало известно, что режиссером и сценаристом проекта станет Джордж А. Ромеро, который на тот момент снял уже много успешных картин о зомби. К удивлению многих, сценарий Ромеро не произвел никакого впечатления и был снят с проекта. Вскоре после этого, Пол Андерсон продемонстрировал своё видение экранизации «Обитель Зла». Он отказался от игровых персонажей, сфокусировав все внимание на героине Элис, мощном нанотехнологичном сеттинге и пасхалках для фанатов. Новый сценарий был утвержден, а режиссёрское кресло Ромеро занял сам Андерсон. Успех и победа! Тем более, Андерсон был фанатом серии и прошел все игры. Критики колко восприняли первую картину, которая вышла в 2002 году. Андерсон поставил перед собой задачу угодить фанатам и обычным зрителям, и справился с ней. О фильме говорили все, в частности, игровая пресса, что было большим достижением для экранизации по видеоигре, так как львиная доля таких картин скорее высмеивали источник вдохновения. Отдельно стоит заметить, что саундтрек первого фильма RE до сих пор на слуху.

вававава

Киберкультура, которую развивал в своём сеттинге Андерсон, очень позитивно отразилась на игре. RE стала приобретать элементы футуризма: грязные подвалы для исследований заменили огромные и нанотехнологичные комплексы вирусологии, ловушкам с опускающимся потолком на смену пришли лазерные комнаты охраны. Позитивность этой «эволюции» заключается в том, что она не противоречит логики развития истории: от малого к большему. На текущий момент есть 5 фильмов по вселенной Resident Evil, которые не имеют никакого прямого отношения к игре:

  1. Resident Evil (2002)
  2. Resident Evil: Apocalypse (2004)
  3. Resident Evil: Extinction (2007)
  4. Resident Evil: Afterlife
  5. Resident Evil: Retribution

Съемки шестой картины идут полным ходом, ожидаемая дата релиза — сентябрь 2014 года.

Персонажи

  Японцы очень трепетно относятся к своим персонажам. Серия Resident Evil не является исключением, и все герои, начиная с самой первой части, всегда связаны с сериалом, если не присутствием, то как минимум упоминаются в найденных файлах. Следует заметить: несмотря на разных сценаристов, истории героев не противоречат друг другу, что в очередной раз убеждает в бесконечной любви разработчиков к легенде франшизы. Разве что Operation Racoon City, но это неудачный эксперимент, да и проводили его не японцы. Можно еще прицепиться к  Gaiden, но не станем, иначе придется цепляться к бесконечному количеству околоофициальных мобильных игр.

Несомненно, все герои – это стереотипные борцы со злом из западных боевиков класса В. Однако любимые комментарии школьников — «кинцо»- делают своё дело, и метод раскрывать образы персонажей при помощи неуклюжей драматургии стал модой в мировом геймдеве. Крис Редфилд на пару с Леоном Кеннеди от бесконечной борьбы с мутантами разной степени уродства начинают тянуться к бутылкам с C2H5OH. В отпрысках злодеев ни с того ни с сего просыпается тяга к доблестным поступкам, а лицо Джилл Валентайн все дальше и дальше от оригинального образа, из-за постоянных укусов всяких тварей, скорее всего. Только мисс Ада Вонг – секс-символ серии — умудряется сохранить хладнокровный образ роковой женщины с куском льда вместо сердца.

 Video Game_resident evil_128705

Ада Вонг очень интересна как персонаж, не только из-за своей безупречной внешности – «женщина в красном» появилась очень внезапно, и стала чуть ли не главным талисманом серии. Впервые имя «Ada» фигурировало в оригинальном RE 96 года, как пароль для компьютера охраны в секретном комплексе корпорации Амбрелла. Кто бы мог подумать, что слово из трёх букв в дальнейшем станет одной из самых привлекательных героинь игровой индустрии? Каждый раз, когда Ада обнаруживала себя в очередной серии RE – она была невозмутима и коварна. RE6 стала исключением из этого правила: ближе к эпилогу Ада всё же проливает парочку капель «живых» эмоций – бесценная картина для многих фанатов. Также, за немалое время существования Ады как медиа-героя, ее основной работодатель ни разу не дал о себе знать. Судя по всему, Вонг преследует свои собственные цели, и пока эти цели не раскроются – Resident Evil будет существовать. Вывод: Ада Вонг очень гибкий образ, который, благодаря своей конспирации, имеет все шансы стать главным козырем в руках сценаристов для того, чтобы расставить все точки над i. Любите Аду Вонг.

***

Несмотря на очень резкие и радикальные изменения в игровой механике, и, частично в сюжете, Resident Evil идет правильной дорогой, хоть и игнорируя каноны. Такая огромная вселенная, которая строилась на протяжении 17 лет, должна дышать полной грудью. Конечно, разработчиков есть за что ругать, но есть и за что похвалить. Ветеранам классического RE придется только надеяться на возвращение Миками в разработку, готовым вернуть серию к корням. Новичкам, которые пришли к серии лишь после 4 части, можно лишь позавидовать. Фанатам, которые, несмотря ни на что остались с серией и после переломного момента, стоит крепко пожать краба – вы большие молодцы!

residentevil_freespin

Текст: Алексей Ткачев

Редакция Playpress

Редакция Playpress

Этот аккаунт находится во власти всей редакции сайта. В основном им пользуются новостники. https://vk.com/playpressru https://www.instagram.com/playpress.ru/

Resident Evil: от особняка до мегаполиса: 2 комментария

  • 22.03.2015 в 21:45
    Permalink

    Хорошая статья на самом деле. Я, будучи еще карликом, прощел вторую. часть на чужой PS1 и вот-как-то так стал поклонником=)

  • 23.03.2015 в 21:56
    Permalink

    Большое спасибо за отзыв! Кстати говоря, я познакомился с серией RE тоже на чужой PS1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.