Сказочный мир ICO и Shadow of the Colossus

2001 был просто сумасшедшим в игровом мире. Unreal Tournament, Serious Sam, Zone of the Enders, Crazy Taxi, Final Fantasy X, Silent Hill 2, Devil May Cry, Grand Theft Auto III, Aliens versus Predator 2, Burnout, Metal Gear Solid 2, ИЛ-2 Штурмовик, Gothic и многие другие известнейшие игры выходили практически каждый день, ты только успевай проходить. Фееричные экшены, драйвовые гоночки, техничные слэшеры, хардкорные симуляторы, необычайной красоты jRPG, психологический хоррор — каждый в этот год нашёл что-то “своё”.  

Поэтому неудивительно, что на фоне таких распиаренных монстров затерялся бриллиант тонкой огранки, со своеобразной подачей сюжета, с огромной глубокой вселенной, полной загадок, и бесконечным запасом вдохновения. ICO.

В наше время стало довольно обычным явлением — появление игры, у которой игровой процесс больше напоминает просмотр сериала или фильма. Пропало такое определение как “экспериментальный”, всё теперь можно подбить под тот или иной жанр. ICO была одной из первых игр, которая старалась пробудить эмоции игрока. 15 лет спустя после своего скромного дебюта она кажется даже более популярной, чем в год выхода. Что было тогда развлечением “не для всех”, сейчас — источник вдохновения для современных разработчиков.

ICO, — это история про мальчика с рожками, у которого жизнь в определённый момент пошла не совсем так, как она идёт у большинства людей. Как говорит нам мануал, «рождение нормального ребёнка – повод для счастья и умиротворения в семье – ведь проклятие не коснулось их. Но раз в поколение оно проявляет себя: рождается мальчик с маленькими рожками. Новость об этом шёпотом летит от одного жителя к другому.  Страх, как чума, заражает каждого.  Любые невзгоды: болезни или неурожай – виноват будет ребёнок, которому не посчастливилось родиться с рогами. Вся деревня будет со страстным воодушевлением ожидать, когда его принесут в жертву, и удача снова вернётся к жителям».

Столетиями детей с рожками отправляли на пожизненное заключение в саркофаге в специально построенном для этого замке.  «Не злись на нас, всё это – во благо деревни!» — говорит на прощание воин, прежде чем запереть ребёнка в каменном гробу с прорезью для воздуха. Но сразу после ухода стражников воля случая плюс пара телодвижений позволяют Ико оказаться вне древней камеры, и теперь, собственно, задача номер 1 – свалить куда подальше от этого места массового погребения детишек. По сути, ничто не помешало бы главному герою сделать это в кратчайшие сроки, если бы не одно НО: таинственная девочка, которая мало того, что говорит на неведомом языке, так ещё и висит у потолка в клетке. Таким образом у Ико появляется компаньон, с которым он будет прорываться к заветной свободе.

В процессе побега, как и в любой сказке, на пути у главных героев возникает масса трудностей: им будут мешать странные дымчатые создания, которые пытаются утянуть девочку во тьму, ну и, конечно же, головоломки!

Первое прохождение ICO запомнится вам навсегда. Восхитительное сочетание всех элементов игры дают ни с чем не сравнимый опыт. Кропотливая проработка и забота о мелочах заслуживают отдельного разговора. Это прослеживается во всём. Если разложить игровые составляющие по полочкам, можно с уверенностью утверждать, что завораживает абсолютно всё: восхитительная на тот момент графика, озвучка, музыкальное сопровождение, а также великолепно продуманный дизайн замка, полного устройств, которые работают по давно забытой, утраченной технологии. Всё происходящее как бы говорит нам: человечество пережило пик своего величия, а сейчас просто пользуется уцелевшими приборами, вроде лифтов или конденсаторов солнечного света.

Один только факт того, что для вселенной ICO было выдумано несколько языков со своим алфавитом – тоже говорит о многом. С учётом того, что главные герои в итоге говорят на разных языках, они не испытывают дискомфорта при общении, понимая друг друга на интуитивном, подсознательном уровне, выражая эмоции жестами, мимикой, языком тела. Эта детская прямота, искренность и желание просто помочь ближнему, даже не зная, кто это – вот именно то, что сделало ICO в своё время таким популярным.

Весь свой путь к свободе Ико и Йорда идут рука об руку. В неразрывном взаимодействии персонажей некоторые даже находят некий символизм. Девочка заметно слабее, и это нужно постоянно учитывать. Например, ей для преодоления препятствия (будь то стена или пропасть) нужна помощь мальчика. Что уж говорить о борьбе с монстрами! Ико не владеет какими-то супер-способностями (по факту, он вообще ничем не отличается от других детей. Разве что рогами), поэтому девочку он спасает, как умеет: просто лупит палкой монстров что есть силы.

Может показаться странным, что игра с такой простой завязкой и элементарным геймплеем прославилась на весь мир как один из самых эмоциональных и чувственных проектов в игровой индустрии. Объяснение тому очень простое: Фумито Уэда, ведущий дизайнер команды разработчиков Team ICO, создал цельный, своеобразный и притягательно-чарующий мир, в котором просто порой хочется находиться самому, и в который так и тянет вернуться даже годы спустя.

Именно полное отступление от так называемых игровых норм (минимум разговоров и объяснения, что вообще тут происходит, полное отсутствие всплывающих менюшек, health-баров и прочей ерунды) сделало ICO тем, что он есть, тем, за что мы его так любим.

Сразу же после выпуска ICO команда разработчиков приступила к созданию своего второго детища – Shadow of the Colossus, который, по сути, является сюжетным приквелом к первой игре, и отвечает на многие вопросы, терзавшие фанатов все те годы. У двух этих игр много общих черт, которые угадываются практически сразу и дают понять, что события происходят в одной вселенной: фирменный стиль архитектуры, оружия, одежды, те же символы и руны.

Устав от проработки сложносочинённого дизайна замка в предыдущем своём творении, в этот раз Team ICO сделала упор на МАСШТАБЫ, создав огромный бесшовный мир, открытый для исследования, и на схватки с колоссами, – практически единственными живыми существами в тех краях (не считая ящериц, орлов и черепашек). В игре специально нет промежуточных мелких врагов, вроде хищных животных или людей. Это сделано для создания атмосферы заброшенной, проклятой пустоши, в которой место только мифическим гигантам.

Стоит упомянуть, что каждая схватка с ними – по сути своей уникальна, и вместо того, чтобы палить из лука по монстру, пока он не помрёт, создатели Shadow of the Colossus решили поступить иначе: атаковать нужно именно жизненно важные точки на теле зверюги, да ещё и только с помощью святого меча – только так можно нанести им вред.

Shadow of the Colossus, как и ICO, играет на чувствах, но в гораздо более жёсткой форме. Колоссы в большинстве своём – безобидные создания, мирно живущие в пустоши. И, каждый раз, убивая очередного зверя, игрока разрывает чувство вины. Ну и, соответственно, по сюжету будет много ситуаций, при которых невозможно оставаться просто равнодушным наблюдателем.

История и вселенная этих двух игр замысловато переплетена. Много столетий разделяют события ICO и Shadow of the Colossus. За такое количество времени многое изменилось в тех краях. Старый мир погребён и забыта его история, новые храмы возведены на руинах старых.

О чём, собственно, рассказывает нам Shadow of the Colossus? Как раз о том, что произошло столетия назад до событий ICO: историю паренька по имени Wander и девушки Mono, которую принесли в жертву всё в той же злополучной деревне. Но мириться с судьбой и помирать от горя главный герой не собирается: он крадёт пока ещё тёплое тело Mono, хватает священный меч, и скачет прямиком в запретные земли заключать сделку с демоном, чтобы воскресить возлюбленную.

Произведения Team ICO – это то, что нужно прочувствовать на своём личном опыте. Ни один обзор или прохождение на YouTube не передадут вам того фана, который даруют эти игры. О них можно сказать даже больше: именно благодаря им видеоигры признали как вид искусства, они сделали это признание возможным.

Команда Фумиды изначально подходила к своему труду несколько иначе, не так, как это принято в западной среде разработчиков. Они никогда не подгоняли дату релиза ни к каким-то праздникам, ни к чему-то ещё. Они просто хотели сделать такие игры, которые пройдут самую главную проверку – проверку временем. В результате мы видим, что обе игры актуальны спустя долгие годы. Именно из-за своей цельности в HD-переизданиях ничего, кроме графики, собственно, и не нужно было улучшать – всё остальное в играх выверено идеально.

Team ICO переименовались в genDESIGN и готовят к выпуску третью игру, события которой разворачиваются в той же вселенной — The Last Guardian. Для того, кто не понаслышке знаком с творчеством Фумиды Уэды, не составит труда увидеть его фирменный почерк: огромные здания, яркая цветовая палитра, два основных персонажа, которые выручают друг друга в сложных ситуациях. И снова вы не можете напрямую общаться с вашим напарником – ведь это, чёрт возьми, неведомая пернатая зверюга. Но, как показала практика, порой эмоции могут сказать гораздо больше, нежели слова.


Релиз The Last Guardian уже совсем скоро, и чтобы все эти мелочи стали вам также понятны и близки, совет редакции PlayPress – пропустите через себя ICO и Shadow of the Colossus, у вас есть ещё время на это, благо проходятся они за максимум два вечера каждая.